Йордан Табов

Статья в формате PDF Версия для печати

О датировке затмений № 61 и № 62 из «Списка Гинцеля»

Аннотация.

Сообщения о солнечных затмениях в четырех старых документах («Хроника» Гидация, «Лунденские анналы», «Анналы Инисфаллена» и «Анналы» Кембрии) современная историческая наука относит к «затмению № 61» из известного «Списка Гинцеля» (GIN) и датирует их 23-м декабря 447 г.

«Хроника» Гидация содержит данные и о других затмениях, в частности о лунном затмении, произошедшем всего лишь четыре года после упомянутого солнечного «затмения № 61». Это лунное затмение тоже входит в «Список Гинцеля» под номером 62. Сообщение о том же самом лунном затмении, которое в принятой хронологической шкале прошлого датируется 26-м сентября 451 г., содержится и в «Истории» Исидора Севильского.

Из-за относительно небольшой длины интервала, разделяющего затмения № 61 и № 62 (4 года по «Хронике» Гидация), целесообразно объединить задачи об их датировании и рассматривать их одновременно.

В настоящей работе проведен подробный анализ текстов первоисточников и с точки зрения гипотезы о датировке затмений эпохи Константина Великого, выдвинутой в работе ТАБТ, предложены следующие новые датировки «затмений № 61 и № 62» из «Списка Гинцеля»:

  • «Затмение № 61 по Анналам Инисфаллена» – 16 марта 1485 г.
  • «Затмение № 61 по «Хронике» Гидация» – 22 декабря 1489 г.
  • «Затмение № 61 по «Анналам» Кембрии» и «Затмение № 61 по Лунденским анналам» – 8 мая 1491 г.
  • «Затмение № 62 по «Хронике» Гидация и «Истории» Исидора Севильского» – ночь с 25-го на 26-е сентября 1493 г.

Эти датировки означают, в частности, что сведения о солнечном затмении в «Хронике» Гидация, в «Лунденских анналах», в «Анналах Инисфаллена» и в «Лунденских Анналах» относятся к трем разным затмениям.

Проведенное сравнение показывает, что новые датировки соответствуют данным первоисточников лучше, чем старые. Кроме того, они хорошо согласуются и с основными положениями «Новой Хронологии» Фоменко-Носовского.

§ 1. Сведения о затмении № 61

1-1. Сведение в «Хронике» Гидация

CCCVI OLYMPI IIII,
Theodosius XXIII,
«Solis facta defectio die [diei] X [nono] kl. Ianuarias, qui fuit tertia feria.»
(Idatii [Hydatii] episcopi chronicon; Richard W. Burgess, The chroncle of Hydatius and the Consularia Constantinopolitana. Two contemporary Accounts of the Final Years of the Roman Empire, Oxford Univ. Press, 1997; по ГОР)

Перевод на английский и русский язык:

Ol.306.4, 23 regnal year of Theodosius.
«There was an eclipse of the sun on 23 [24] December which was a Tuesday.»
(NEWR2; по ГОР)

«[Олимпиада 306, 4 год, 23-й год правления Феодосия] Было затмение солнца 23 декабря во вторник.»

(ГОР)

В дальнейшем будем называть это затмение «затмением № 61 по Гидацию».

Отрывок из «Хроники» Гидация приведен в Приложении 1, а биографические данные о Гидации – в Приложении 2.

1-2. Сведение в «Лунденских анналах»

«448. Hic dies tenebrosa fuit».

(Esromenses, Annales rerum Danicarum (annales Lundenses), (Monum. Germ. Scr. XXIX 191); по ГОР)

Перевод на русский язык:

«448. Тогда днем случилась тьма.»

(ГОР)

В дальнейшем будем называть это затмение «затмением № 61 по Лунденским Анналам».

1-3. Сведение в «Анналах Инисфаллена» (Ирландия)

«Kl. An eclipse of the sun in the ninth hour.»

(The Annals of Inisfallen (Ireland), INIS)

Здесь сокращение Kl («календы») означает календы января (1-е января) (MCC) и в данном случае отмечает начало очередного года; считается, что это 444 год от Р. Хр. Короткий отрывок из Анналов Инисфаллена приведен в Приложении 3.

Перевод на русский язык:

«444AD Затмение солнца в 9-м часу»
(ГОР)


В дальнейшем будем обозначать это затмение как «затмение № 61 по Анналам Инисфаллена».

1-4. Сведение в «Анналах» Кембрии

Оно содержится в «Лунденских Анналах» (The Annales Cambriae, The annals of Wales). Приводим только перевод на русский язык:

«447 Дни темные как ночь.»

(ГОР)

В дальнейшем будем обозначать это затмение как «затмение № 61 по Анналам Кембрии».

§ 2. Сведения о затмении № 62

2-1. Сведение в «Хронике» Гидация

Aera 490
Abraham 2470
CCCVIII OLYMP I,
Theodosius XXIII,
«Multa anno signa procedunt. VI [V] kal. Octubris a parte Orientis luna fuscatur. In diebus insequentis [sequentis] paschae uisa quedam [quaedam] in caelo regionibus Galliarum, epistola de his Eufroni Augustudunensis episcopi ad Agrippinum commitem facta euidenter [facta euiedentur, facta uidentur] ostendit. Stella cometes a XIIII kal. Iulias apparere incipit, que tertio kal. diluculo ab oriente uisa, post occasum solis ab occidua parte mox cernitur. [uac. c. 6 litt.] kal. Augusti a parte occidentis apparet.»
(Idatii [Hydatii] episcopi chronicon; Richard W. Burgess, The chroncle of Hydatius and the Consularia Constantinopolitana. Two contemporary Accounts of the Final Years of the Roman Empire, Oxford Univ. Press, 1997; по ГОР)

Перевод на английски и русский язык:

490 of Spanish era
2470 of Abraham
Ol.308.1,
23-d regnal year of Theodosius,
«Many signs appeared this year . On 26 September the moon was darkened in the eastern sky. That certain things seen in the sky in areas of Gaul around the following Easter did occur is vividly proved by a letter of Eufronius, bishop of Augustodunum, to the comes Agrippinus concerning these matters. A comet began to appear from 18 June; by the 29-th it was visible at dawn in the eastern sky and was soon perceived after sunset in the western sky. By (16 July - 1 August) it appeared <only> in the west.»
(Idatii [Hydatii] episcopi chronicon; Richard W. Burgess, The chroncle of Hydatius and the Consularia Constantinopolitana. Two contemporary Accounts of the Final Years of the Roman Empire, Oxford Univ. Press, 1997; по ГОР)
490 год испанской эры
2470 год Авраама
Ol.308.1,
23-й год правления Феодосия:
«В этот год появилось много знаков. 26-го [27-го] сентября на восточном небе затемнилась луна. То, что определенные вещи были видны в области Галлии около следующей пасхи, непосредственно подтверждается письмом об этих делах епископа Аугустодунума Евфрония князьям Агриппины. С 18 июня начала появляться комета; к 29-му она была видна на рассвете на восточном небе, а вскоре ее можно было видеть после заката на западном небе. Ко времени (16 июля – 1 августа) она появлялась <только> на западе.»
(ГОР)

Отметим сразу, что перевод выражения «a parte Orientis» вызывает возражение; ниже мы обсудим подробнее детали.

2-2. Сведение в «Истории» Исидора Севильского

«26. Multa eodem tempore coeli et terrae signa praecesserunt, quorum prodigiis tam crudele bellum significaretur. Nam, assiduis terraemotibus factis, a parte Orientis luna fuscata est, a solis occasu stella cometes apparuit, atque ingenti magnitudine aliquandiu fulsit. Ab Aquilonis plaga coelum rubens, sicut ignis aut sanguis effectum est, permistis per igneum ruborem lineis clarioribus in speciem hastarum rutilantium deformatis. Nec mirum ut tam ingenti caesorum strage divinitus tam multa signorum demonstraretur ostensio.»
(Isidorus Hispalensis Historia de regibus Gothorum, Vandalorum et Suevorum; ISH, ISH-e, ГОР )

Перевод на русский язык:

«26. Множество знаков на небесах и земле предвещало эти события, чудеса предваряли жестокую войну. Постоянно случались землетрясения, луна потемнела на востоке, а с запада появилась огромная комета и была видна некоторое время. На севере заалели небеса, предвещая кровь и огонь, их перечеркнули сверкающие линии, будто золотые копья. Не удивительно, что гибель такого количества людей была отмечена божественными знаками.»
(ИСС)

Отрывок из «Истории готов» Исидора Севильского приведен в Приложении 4.

§ 3. Анализ информации

3-1. Одно или больше затмений?

Обобщая сведения о «затмении № 61» в приведенных выше (в 1-11-3) цитатах из старых хроник, прежде всего отметим, что дата (месяц и день) затмения указаны только в «Хронике» Гидация: 23-е (или 24-е) декабря. Поэтому не может быть уверенности, что все они относятся к одному и тому же затмению. Более того: год, указанный в «Анналах Инисфаллена» – 444-й – формально отличается на 3 года от года затмения в «Хронике» Гидация и в «Лунденских Анналах» и на 4 года от затмения в «Лунденских Анналах».

Попробуем разобраться в важном вопросе: на каком основании считается, что эти четыре сведения относятся к одному и тому же затмению?

Прежде всего отметим, что контекст событий в четырех хрониках, упомянутых в § 1, указывает на то, что рассматриваемые нами солнечные затмения произошли в интервале длиной в несколько лет. Конечно, это не означает, что они обязательно совпадают. Основная причина их отождествления состоит в следующем.

В четвертом веке, куда современный «учебник истории» относит события, сопровождающие эти затмения, есть только одно подходящее затмение, которое отвечает данным в «Хронике» Гидация: затмение 23 декабря 447 г. Очевидно, что в этой ситуации «затмение № 61 по Гидацию» нужно датировать 447-м годом.

Тогда получается, что остальным трем сведениям должны соответствовать затмения примерно из интервала 444 – 451 г.

Таблица древних греческих наименований месяцев
Рис. 1.

Анализ карты затмений в интервале 441-460 г. на рис. 1 (автор Ф. Эспенак) и каталога солнечных затмений (SMCSE) показывает, что в западной Европе в указанном интервале было всего два затмения: 23-го декабря 447 г. и 20-го июля 445 года.

Следовательно, затмения, отвечающие рассматриваемым сведениям (т.е. «затмению № 61 по Гидацию», по «Лунденским Анналам», по «Анналам Инисфаллена» и по «Анналам Кембрии») должны совпадать с одним из них. Но затмение 20-го июля 445 года не подходит (подробнее об этом ниже в 3-1), так что остается только затмение 23-го декабря 447 г.

Однако эти рассуждения теряют силу, если «затмение № 61 по Гидацию» датировано по-другому. Тогда возможно, что сведениям из 1-11-3 (о «затмении № 61 по Гидацию», о «затмении № 61 по Лунденским Анналам», о «затмении № 61 по Анналам Инисфаллена» и о «затмении № 61 по Анналам Кембрии») отвечают два, три или четыре разных затмения.

3-2. Место наблюдения затмения № 62

Оно существенно зависит от понимания латинского выражения «a parte Orientis», означающего «в Восточной части».

Обычно «Восточной частью (Империи)» называли, грубо говоря, территории Малой Азии, Сирии, Армении и Месопотамии.

Император Феодосий разделил Римскую империю на две части, за которыми в римской традиции закрепились названия Восточной и Западной. Они вошли в римские традиции, и выражения «император Востока», «император Запада», «армии Востока» и другие подобные стали обыденными.

Например, в «Истории» Исидора Севильского император Феодосий Малый назван «Theodosius Minor, Orientis imperator», т.е. «император Востока»; о Пулхерии, вдове Феодосия, Гидаций пишет в своей «Хронике», что она вместе с Маркианом «regnat in partibus Orientis», т.е. что она правила в Восточной части (Империи).

Но кроме того «восточная часть» может относиться к небу. Именно такой смысл вкладывает в это выражение Р. Бурджес (BUR; по ГОР); см. русский перевод цитаты из Хроники Гидация в 2-2.

Тогда что означает в данном случае выражение «A parte Orientis»?

По традиции названия стран, территорий и частей света начинаются с большой буквы.

В соответствии с этим в выражениях «Orientis imperator и partibus Orientis» подразумевается «Восток» в смысле «регион, территории Востока». То же самое относится и к «parte Orientis»: это «регион Востока».

Например в «Истории лангобардов» Павла Диакона (Книга 5, DIAP) встречаются выражения «a parte Ticini fluminis» [ 1 ], «partes Campaniae» [ 2 ], «a parte fluminis Ticini» [ 3 ], относящиеся к географическим названиям; в них эти названия начинаются с главной буквы.

В то же время направление «восток» («a parte orientis») в упоминании кометы, взбудоражившей римский народ, начинается с маленькой буквы:

«31. Insequenti post tempore mense augusto a parte orientis stella cometis apparuit nimis fulgentibus radiis, quae post semet ipsam reversa disparuit. Nec mora, gravis pestilentia ab eadem parte orientis secuta, Romanum populum devastavit.»
(DIAP)

Рассмотрим внимательнее текст «Историиготов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (перевод отрывков из нее приведен в Приложении 4). Там описаны события, произошедшие на обширных территориях Европы и Средиземноморья. В подтверждении этого перечислим некоторые из упомянутых в ней стран, городов, рек и регионов: Греция, Македония, Понт, Азия, Иллирик, Дунай, Истрия, Фракия, Рим, Бэтика, Галисия, Галлия, Аквитания, Каталаунские поля, Тулуза, Испания. Все они отмечают путь армий готов, воевавших против Римской империи. «Готские войны», которые иногда выглядят как этапы одной длительной военной эпопеи, казались современникам потрясающими событиями, произошедшими под влиянием небесных сил. Вполне естественно, что все природные катастрофы и явления, случившиеся накануне в разных местах «римского мира», считались предзнаменованиями к походам готов. Этот взгляд нашел отражение и в «Истории» Исидора, в приведенном выше отрывке, содержащем описание лунного затмения:

«26. Множество знаков на небесах и земле предвещало эти события, чудеса предваряли жестокую войну. Постоянно случались землетрясения, луна потемнела на востоке, а с запада появилась огромная комета и была видна некоторое время. На севере заалели небеса, предвещая кровь и огонь, их перечеркнули сверкающие линии, будто золотые копья. Не удивительно, что гибель такого количества людей была отмечена божественными знаками.»

Иными словами, «знаки» и чудеса были на небесах и на земле. На Востоке («a parte Orientis») потемнела луна, на Севере («Ab Aquilonis») заалели небеса, с запада появилась комета. Часто происходили землетрясения; скорее всего в разных местах, так как иначе автору было бы легко написать где именно.

Обратим внимание на то, как написаны внешне похожие выражения: «a parte Orientis, a solis occasu, ab Aquilonis»; в них «Восток» и «Север» начинаются с большой буквы, а «solis occasu»«со стороны заката солнца» (с запада) – с маленькой. Здесь «Восток» и «Север» – географические названия регионов.

Все сказанное в общих чертах можно отнести и к «Хронике» Гидация (отрывок из нее дан в Приложении 1). Вот например как там описаны предзнаменования, произошедшие в Галисии:

«VI. I. (Olymp. CCCXI.) ...
In provincia Gallaecia prodigiorum videntur signa diversa. Aera D, VI nonas Martias pullorum cantu, ab occasu solis luna in sanguinem plena convertitur. Idem dies sexta feria fuit.»
(см. Приложение 1)
т.е.
«В провинции Галисия были видны различные проявления предсказаний. В 500-1 год <испанской> эры 2-го марта пропели петухи на закате и полная луна превратилась в кровь. Это было в пятницу.»
(ГОР)

О таком же затмении в регионе Востока, о других проявлениях предсказаний в Галлии и о появлении кометы идет речь и в рассматриваемой нами цитате из «Хроники» Гидация о затмении № 62. Ее исправленный (в соответствии с правилом записи географических наименований с большой буквы) перевод выглядит следующим образом:

«В этот год появилось много знаков. 26-го сентября в части Востока (a parte Orientis) затемнилась луна. То, что определенные вещи были видны в области Галлии около следующей пасхи, непосредственно подтверждается письмом об этих делах епископа Аугустодунума Евфрония князьям Агриппины. С 18 июня начала появляться комета; к 29-му она была видна на рассвете на восточном небе (ab oriente), а вскоре ее можно было видеть после заката на западном небе ab occidua parte. Ко времени (16 июля – 1 августа) она появлялась <только> на западе (a parte occidentis).»

Как и выше, опять упоминаются «проявления предсказаний» – теперь они названы «много знаков». В области Галлии были видны «определенные вещи»; на Востоке (в Восточных регионах) «затемнилась луна» и т.д. Опять географические названия начинаются с большой буквы.

Рассмотрим и орфографию нескольких выражений интересующего нас вида в интересующем нас латинском тексте цитаты о затмении № 62 из «Хроники» Гидация (см. § 1): «a parte Orientis» (на Востоке, в восточном регионе), «ab oriente» (с востока, с восточной стороны), «ab occidua parte» (с запада, с западной стороны). С большой буквы начинается только первое, и только первой буквой оно отличается от второго. И эта большая буква вносит специфический смысл: Восток, в смысле регион Востока.

Подведем итоги: на основании проведенного анализа считаем, что в сообщениях в «Хронике» Гидация и в «Истории» Исидора Севильского о затмении № 62 выражение «a parte Orientis» означает «в регионе Востока».

Но жизнь и деятельность как Исидора Севильского, так и Гидация были сосредоточены в Западной Европе – Севилья находится в Испании, а в 427 г. Гидаций стал епископом в Aquae Flaviae на территории современной Португалии (см. Приложение 2). Если бы затмение № 62 видели в этом регионе, то Гидаций, который был его современником, знал бы о нем и не уточнил бы, что оно было видно на Востоке.

Следовательно, затмение № 62 наблюдалось только на Востоке, а в Западной Европе – нет.

3-3. Место наблюдения и час затмения № 61

Больше всего данных о затмении № 61 содержится в «Хронике» Гидация, описывающая события 379-467 г. Считается, что первая ее часть – до 427 г. – основана на информации предшественников Гидация, и что во второй части – после 437 г. – он дает описание современных ему событий. Поскольку в 427 г. Гидаций стал епископом в Aquae Flaviae на территории современной Португалии (см. Приложение 2), то на первый взгляд кажется, что скорее всего затмение наблюдали в Португалии.

Однако, прослеживая правление римских императоров указанного периода 379-467 г., Гидаций коротко отмечает самые существенные события, произошедшие в разных регионах империи. И так как в тексте цитаты из его «Хроники» в 1-1 нет указаний о месте наблюдения затмения № 61, то сведение о нем может происходить как из столицы, так и из разных провинций Рима.

Специфика других источников о затмении № 61 говорит о том, что сведения в 1-21-3 скорее всего передают наблюдения соответственно в:

1-2. Дании;

1-3. Инисфаллене (в Ирландии);

1-3. Уэльсе.

Час затмения указан только в одном случае: «затмение № 61 по Анналам Инисфаллена» было «в девятом часу».

§ 4. Традиционная датировка затмений № 61 и № 62

4-1. Солнечное затмение во вторник, 23-го декабря 447 г.

Судя по центральной линии этого затмения на карте Ф. Эспенака на рис. 1, оно было хорошо видно в западной, северной и центральной Европе.

В Дублине – сегодняшней столице Ирландии – затмение 23 декабря 447 г. началось около 11 ч. 20 мин. по местному времени; максимальная фаза (около 0,83) наступила примерно в 12 ч. 40 мин., а конец – около 13 ч. 50 мин.

В Лондоне и Риме максимальная фаза затмения была больше – около 0,89, и наступила соответственно около 13 ч. 10 мин. и около 14 ч. 20 мин. по местному времени. В Риме затмение началось около 13 ч. 10 мин. и закончилось около 15 ч. 30 мин., а в Лондоне соответственно около 11 ч. 55 мин. и 14 ч. 25 мин.

Еще больше была максимальная фаза затмения в Копенгагене: около 0,93 и наступила примерно в 14 ч. 10 мин. по местному времени.

В большой части Португалии затмение 23-го декабря 447 г. было полным. Гидаций был епископом именно в Португалии, в Акве Флавии; там затмение началось около 12 ч. по местному времени, максимальная фаза 0,97 наступила в 13 ч. 31 мин., а конец – в 14 ч. 51 мин. В Лисабоне максимальная фаза равнялась 1,0. Если его современники в Португалии видели такое вне сомнений впечатляющее небесное явление как полное затмение, почему факт полноты не отмечен в его «Хронике»?

За исключением этой небольшой детали, «затмение № 61 по «Хронике» Гидация» полностью соответствует затмению 23-го декабря 447 г. (отметим, что это было во вторник, как указано у Гидация).

В описаниях в 1-2 и 1-3 нет специфических деталей, поэтому они могут относиться к затмению 23-го декабря 447 г.

«Лунденские Анналы» показывают отклонение на один год от затмения в «Хронике» Гидация.

Датировка «затмения № 61 по «Хронике» Гидация» 23-м декабря 447 г. порождает проблемы с идентификацией и датировкой «затмения № 61 по «Анналам Инисфаллена»».

  1. Во-первых, там оно отнесено на три года раньше затмения в 1-1.
  2. Во-вторых, час затмения 23-го декабря в Инисфаллене отличается от указанного («в девятом часу») в «Анналах». В самом деле, Инисфалленский монастырь находится на одноименном острове возле города Килларни (52.0588° N 9.5072° W). Согласно Emapwin, затмение 23 декабря 447 г. по местному времени там началось в 11:28, максимум был в 12:44, последний контакт – 13:58, максимальная фаза 0.86 (ГОР2 и ГОР3).

По словам Д. Маккарти и А. Брина (MCB), мнение о том, что обсуждаемое упоминание затмения в Инисфаллене относится к затмению 20 июля 445 года [ 4 ], было атаковано Флетчером [ 5 ]. Флетчер отметил, что час затмения соответствует затмению 23 декабря 447 г. в центральной Франции, и высказал предположение, что текст о затмении в «Анналах» Инисфаллена заимствован из какой-нибудь французской хроники. По утверждению Д. Маккарти и А. Брина, этой хроникой является Chronicon Luxoviense (MGH SS III 220 http://www.dmgh.de/ ) и сообщение в ней заимствовано у Гидация (с большим изменением) [ 6 ].

Таким образом, параметры затмения 23-го декабря 447 г.:

  • удовлетворяют описанию «затмения № 61 по «Хронике» Гидация» (см. 1-1), но пропуск «полноты» этого затмения все-таки вызывает недоумение;
  • удовлетворяют описанию «затмения № 61 по «Лунденским Анналам»» ( 1-2);
  • удовлетворяют описанию «затмения № 61 по «Анналам Кембрии»» ( 1-3); расхождением в 1 год с «Хроникой» Гидация и с Лунденскими Анналами можно пренебречь;
  • не удовлетворяют описанию «затмения № 61 по «Анналам Инисфаллена»» ( 1-3): во-первых, есть заметное расхождение в часе затмения, и во-вторых, есть расхождение в три года с указанием в «Хронике» Гидация.

4-2. Лунное затмение 26 сентября 451 г.

Это лунное затмение было частичным, но с большой фазой и было видно на всей территории Европы. Расчет показывает, что оно началось в 18 ч. 42 мин. по универсальному времени. Луна взошла в Константинополе, Риме и Париже соответственно в 15 ч. 40 мин., 16 ч. 49 мин. и 17 ч. 29 мин. по универсальному времени. Следовательно в Европе затмение началось вскоре после восхода луны, на востоке. Оно наблюдалось и в Восточной, и в Западной части Римской империи.

Именно последнее обстоятельство говорит о том, что лунное затмение 26-го сентября 451 г. нельзя отождествить с затмением № 62, описанным в Хронике Гидация и Истории Исидора Севильского. Как было отмечено выше, они составлялись на Западе, а в них есть специальное уточнение, что затмение было на Востоке; следовательно, на Западе его не видели.

§ 5. Гипотеза о новой датировке затмений № 61 и 62

5-1. Кандидаты на затмение № 61 в ХV веке

Солнечное затмение 22 декабря 1489 г.

Таблица древних греческих наименований месяцев
Рис. 2.

В Константинополе 22-го декабря 1489 г. затмение (см. карту Эспенака на рис. 2) началось в 6 ч. 58 мин. по местному времени и наблюдалось с восхода солнца в 7 ч. 24 мин. Максимальная фаза (0,76) наступила около 8 ч. 5 мин., а конец – в 9 ч. 20 мин. Его могли видеть как в Малой Азии, так и на Балканах – основных территориях Восточной части Римской империи, которой правил император Феодосий ІІ, один из «главных героев» в «Хронике» Гидация, в чье правление произошло затмение.

Могли заметить его последний этап и в Риме – там максимальная фаза (0,60) наступила за 38 мин. до восхода солнца в 7 ч. 28 мин. по местному времени, а конец затмения был в 7 ч. 50 мин.

Дата 22 декабря на один день отличается от даты (23 декабря), указанной в «Хроник»е Гидация о «затмении № 61». Отклонения на 1 день в обозначении дня месяца встречаются часто в средневековой практике. Несколько примеров и короткое обсуждение возможной причины даны в § 3 статьи ТАБТ.

Кроме того, 22-е декабря 1489 г. было во вторник.

Таким образом, затмение 22-го декабря 1489 г. удовлетворяет описанию «затмения № 61 по «Хронике» Гидация».

 

Солнечное затмение 16 марта 1485 г.

Центральная линия этого затмения (см. карту Эспенака на рис. 2) проходит через северо-западную Испанию, пересекает центральную Францию, южные части Германии, Словакию и заканчивается в центральных районах Украины.

В Копенгагене оно началось примерно в 15 ч. 39 мин. и закончилось около 17 ч. 34 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,77, а заход солнца – около 18 ч. 24 мин. по местному времени.

В Лондоне начало затмения было примерно в 14 ч. 40 мин., а конец – около 16 ч. 45 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,85, а заход солнца – около 18 ч. 25 мин. по универсальному времени.

В Дублине затмение началось примерно в 14 ч. 16 мин. по местному времени и закончилось около 16 ч. 16 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,76, а заход солнца – около 18 ч. 26 мин. по местному времени. Так как начало было около 14 ч. 16 мин. по местному времени, то об этом затмении можно сказать, что оно произошло «в девятом часу».

Эти данные означают, что затмение должно было быть достаточно впечатляющим в Дании, Ирландии и Уэльсе – там, откуда происходят три из четырех сведений о затмении № 61.

И в частности, что оно полностью удовлетворяет параметрам «затмения № 61 по «Анналам» Инисфаллена».

 

Солнечное затмение 8 мая 1491 г.

Центральная линия этого затмения (см. карту Эспенака на рис. 2) проходит через Атлантический океан, Шотландию, южную Скандинавию, Литву, Россию, Казахстан и заканчивается у северо-западной границы Китая.

В Копенгагене затмение 8-го мая 1491 г. началось в 13 ч. 25 мин. по местному времени, достигло максимальной фазы 0,90 и закончилось в 16 ч. 12 мин.

В Дублине затмение началось примерно в 11 ч. 42 мин. и закончилось около 14 ч. 44 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,82.

В Лондоне начало затмения было примерно в 12 ч. 17 мин., а конец – около 15 ч. 17 мин. по местному времени. Максимальная фаза там была около 0,80.

Эти данные означают, что затмение 8-го мая 1491 г. должно было обратить на себя внимание в Дании, Ирландии и Уэльсе – там, откуда происходят три из четырех сведений о затмении № 61. И в частности, они означают, что это затмение полностью удовлетворяет параметрам «затмения № 61 по Лунденским анналам» и «затмения № 61 по Анналам Кембрии».

5-2. Кандидат на затмение № 62 в ХV веке

Лунное затмение в ночь с 25-го на 26-ое сентября 1493 г.

Прежде всего отметим, что 25 сентября на один день отличается от даты (26 сентября), указанной в «Хронике» Гидация о «затмении № 62». Как было упомянуто выше, отклонения на 1 день в обозначении дня месяца встречаются часто в средневековой практике. Несколько примеров и короткое обсуждение возможной причины даны в § 3 статьи ТАБТ.

Подсчет параметров лунного затмения в ночь с 25-го на 26-е сентября 1493 г. дает следующие результаты:

Penumbra entered 25 Sep 1493 11:48 UT Umbra entered 25 Sep 1493 12:45 UT Totality begins 25 Sep 1493 13:57 UT Totality ends 25 Sep 1493 14:47 UT Umbra left 25 Sep 1493 15:59 UT Penumbra left 25 Sep 1493 16:56 UT

Из этих данных следует, что затмение 25/26 сентября 1493 г. было видно в Ереване с 17 ч. 34 мин., когда там взошла луна, до конца затмения в 18 ч. 59 мин. по местному времени. Около десяти минут (до 17 ч. 47 мин.) затмение было полным. В это время солнце садилось на западе, а луна восходила на востоке. Наблюдать это затмение как частичное могли и в районе Малой Азии.

В западной и центральной Европе это затмение не могло быть видно.

Таким образом, лунное затмение 25/26 сентября 1493 г. было видно только на Востоке (в регионе Востока) Римской империи и не было видно на Западе. Следовательно оно полностью удовлетворяет описанию затмения № 62 по «Хронике» Гидация и «Истории» Исидора Севильского.

§ 6. Сравнение «старой» и «новой» датировок

6-1. Интервалы между датировками затмений № 61 и № 62

«Перевод» дат в первоисточниках к современным датам «по правилам Скалигера», т.е. по принятым в современной исторической науке правилам, дает для затмений № 61 и № 62 следующие результаты:

А) «Затмение № 61 по Анналам Инисфаллена» 444 г.
Б) «Затмение № 61 по «Хронике» Гидация» 447 г.
В) «Затмение № 61 по «Анналам» Кембрии» 447 г.
Г) «Затмение № 61 по Лунденским анналам» 448 г.
Д) «Затмение № 62 по «Хроник»е Гидация и «Истории»Исидора Севильского» 451 г.

Примем «затмение № 61 по «Хронике» Гидация» – 447 г. за начало отсчета и найдем формально интервал от него соответственно до каждого из четырех остальных:

От Б) до А) (-3) года.
От Б) до В) 0 лет.
От Б) до Г) «Затмение № 61 по Лунденским анналам» 1 год.
От Б) до Д) 4 года.

Полученная четверка чисел ( -3, 0, 1, 4), определяет относительное распределение датировок (т.е. друг относительно друга) наблюдений затмений во времени.

Для затмений А) – Д) приняты следующие традиционные датировки:

АА) «Затмение № 61 по «Анналам» Инисфаллена» 447 г.
ББ) «Затмение № 61 по «Хронике» Гидация» 447 г.
ВВ) «Затмение № 61 по «Анналам» Кембрии» 447 г.
ГГ) «Затмение № 61 по Лунденским анналам» 447 г.
ДД) «Затмение № 62 по «Хронике» Гидация и «Истории» Исидора Севильского» 451 г.

Как и выше, принимая за начало отсчета 447 г., находим соответствующие интервалы; они дают четверку (0, 0, 0, 4).

Выше мы предложили для перечисленных затмений следующие датировки:

ААА) «Затмение № 61 по «Анналам» Инисфаллена» 16 марта 1485 г.
БББ) «Затмение № 61 по «Хронике» Гидация» 22 декабря 1489 г.
ВВВ) «Затмение № 61 по «Анналам» Кембрии» 8 мая 1491 г.
ГГГ) «Затмение № 61 по Лунденским анналам» 8 мая 1491 г.
ДДД) «Затмение № 62 по «Хронике» Гидация и «Истории» Исидора Севильского» 25 сентября 1493 г.

Соответствующая им четверка интервалов времени имеет вид ( -4, 1 ½, 1 ½, 4).

Теперь попробуем оценить, насколько четверки, полученных от «старой» и «новой» датировок, отличаются от четверки «по первоисточникам».

В старых хрониках использовались календари с разной начальной точкой отсчета года. Статья «Христианский календарь» в «Новой Энциклопедии религиозного знания» Шаффа-Герцога (NSHE) перечисляет шесть разных «первых дней»: 1 января, 1 марта, 25 марта, Пасха, 1 сентября, Рождество и предупреждает о других особенностях (см. Приложение 5). Поэтому в случаях, когда дата (день и месяц) не указаны, формальным интервалам («по первоисточникам») могут соответствовать действительные интервалы, отличающиеся от них на год и даже больше. Л. Догет (DOG) приводит следующий пример: 28-е февраля 998 г. в городе, в котором год начинался 1 марта, было бы 28-м февраля 999 г. в другом, где год начинался 1 января [ 7 ] . Поэтому затмение 22 декабря 1489 могло быть записано как произошедшее в 1490 году, если последний начался в сентябре 1489-го; затмение 16-го марта 1485 г. могло быть записано как произошедшее в 1486 году, если год начинался 1 марта, и т.д. С учетом этого, если записи в хрониках проставлены правильно и формально согласованы учеными правильно, полученный интервал может отличаться от действительного на год – полтора. Поэтому мы будем считать, что интервалы, отличающиеся друг от друга больше чем на полтора года, являются существенно различными, а если разница составляет менее полутора лет – что они не отличаются существенно друг от друга.

Поэтому разницу в 1,5 года считаем несущественной.

Имея это в виду, сравнение четверок ( -3, 0, 1, 4) и (0, 0, 0, 4) показывает, что совокупность интервалов традиционной датировки содержит одно «существенное» расхождение с данными первоисточников – «затмение № 61 по «Анналам» Инисфаллена» сдвинуто на 3 года. В то же время интервалы «новой» датировки не отличается существенно от формальных интервалов в первоисточниках.

6-2. Сравнение датировок

В § 5 мы видели, что параметры «новых» вариантов для затмений № 61 и № 62 полностью удовлетворяют описаниям в первоисточниках, а в 6-1 убедились, что и интервалы времени между «новыми вариантами» достаточно хорошо соответствуют данным первоисточников (т.е. не отличаются существенно от них).

Следовательно, «новая» датировка дает достаточно хорошее соответствие данным первоисточников.

В то же время в § 4 было установлено, что традиционная датировка затмений № 61 и № 62 дает существенное расхождение с данными первоисточников по двум параметрам:

  1. по часу затмения, указанному в «Анналах» Инисфаллена (для затмения № 61) и
  2. по наличию затмения на Западе (для затмения № 62), что расходится со сведениями в «Хронике» Гидация и «Истории» Исидора Севильского.
В 6-1 было установлено, что совокупность интервалов между затмениями в традиционной датировке содержит одно существенное расхождение с данными первоисточников. Итого существенных расхождений традиционной датировки с данными первоисточников три.

Отметим и еще одно небольшое дополнительное преимущество новой датировки по сравнению со старой: затмение 23-го декабря 447 г. было полным в Португалии, где жил Гидаций, но это не отмечено в его хронике.

Следовательно, «новая» датировка определенно дает лучшее соответствие данным первоисточников, чем традиционная.

И, что очень важно, предложенная здесь датировка затмений № 61 и № 62 хорошо вписывается в общую гипотезу о датировке событий эпохи Константина Великого, предложенную в работе Й. Табова и Н. Томова ТАБТ.

§ 7. Благодарности

Приношу благодарность В. Умленскому, Н. Томову, А. Веревкину и А. Мошеву за помощь при подготовке статьи.

Приложение 1. Отрывок из «Хроники» Гидация

IDATII EPISCOPI CHRONICON.

(Patrologia Latina v.51)
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons/idatchrn.htm

Romanorum XLI, THEODOSIUS Arcadii filius, ante aliquot annos regnans in partibus Orientis defuncto patre, post obitum Honorii patrui, monarchiam tenet imperii, cum esset annorum viginti sex.

Joannes arripit tyrannidem.

  1. Theodosius Valentinianum, amitae suae Placidiae filium, Constantinopoli Caesarem facit, et contra Joannem mittit: sub quo a ducibus qui cum eo per Theodosium missi fuerant, apud Ravennam primo anno invasae tyrannidis occiditur, et Felix patricius ordinatur ex magistro militum [Ms., et magister militum].

    Valentinianus qui erat Caesar, Romae Augustus appellatur.

    Wandali Balearicas insulas depraedantur: deinde Carthagine Spartaria, et Hispali eversa et Hispaniis depraedatis, Mauritaniam invadunt.

  2. Romanae Ecclesiae XLI [Ms. XL] praesidet episcopus COELESTINUS.


  3. Theodosius imperator moritur Constantinopoli anno aetatis suae quadragesimo octavo.

    Post quem XLIII statim apud Constantinopolim MARCIANUS a militibus et ab exercitu, instante sorore Theodosii Pulcheria regina, efficitur imperator. Qua sibi in conjugium assumpta, regnat in partibus Orientis.

  4. (Olymp. CCCVIII.) Valentiniani imperatoris mater Placidia moritur apud Romam.

    In Gallaecia terraemotus assidui, signa in coelo plurima ostenduntur. Nam pridie nonas Aprilis tertia feria, post solis occasum, ab Aquilonis plaga coelum rubens sicut ignis aut sanguis efficitur, intermixtis per igneum ruborem lineis clarioribus in speciem hastarum rutilantium deformatis: a die clauso usque in horam noctis fere tertiam signi durat ostensio, quae mox ingenti exitu perdocetur.

    Gens Hunnorum pace rupta depraedatur provincias Galliarum: plurimae civitates effractae, in campis Catalaunicis, haud longe de civitate quam effregerant, Mertis, Aetio duci et regi Theodori, quibus erat in pace societas, aperto marte confligens, divino caesa superatur auxilio: bellum nox intempesta diremit. Rex illic Theodores prostratus occubuit: CCC ferme millia hominum in eo certamine cecidisse memorantur.

    Multa anno signa procedunt. Quinto kal. Octobris a parte Orientis luna fuscatur. In diebus sequentis paschae visa quaedam in coelo regionibus Galliarum, epistola de his Eufronii Augustodunensis episcopi ad Agrippinum comitem facta evidenter ostendit. Stella cometes a decimo quarto kal. Julias apparere incipit, quae III kal. diluculo ab Oriente visa, post occasum solis ab occidua parte mox cernitur. Kalendis Augusti a parte occidentis apparet.

    Occiso Theodore Thorismo filius ejus succedit in regno.

    Hunni cum rege suo Attila, relictis Galliis post certamen, Italiam petunt.


    Romanorum XLV, SEVERUS a senatu Romae augustus appellatur anno imperii Leonis quinto.

  5. I. (Olymp. CCCXI.) Suniericus redit ad Gallias. Nepotianus Theudorico ordinante Arborium accipit successorem.

    In provincia Gallaecia prodigiorum videntur signa diversa. Aera D, VI nonas Martias pullorum cantu, ab occasu solis luna in sanguinem plena convertitur. Idem dies sexta feria fuit.

    Antiochia major Isauriae [Forte, majoris Syriae] inobediens monitis salutaribus, terra dehiscente demergitur, tantum ipsius civitatis aliquantis qui eum obaudientes timori Domini sunt secuti, de interitu liberatis, turrium etiam solis cacuminibus exstantibus super terram.

    Gaisericus Valentiniani relictam Constantinopolim remittit. Filiae ipsius, una Gentoni Gaiserici filio, alia Olybrio senatori urbis Romae jure matrimonii copulantur.

 

Приложение 2. Биографические данные о Гидации

Гидаций из Лемики

Hydatius of Lemica

(Also IDATIUS; LEMICA is more correctly LIMICA.)
(New Advent Catholic Encyclopedia. http://www.newadvent.org/cathen/07592a.htm )
A chronicler and bishop, born at the end of the fourth century at Lemica in Galicia (now Ginzo de Limia in Spain); died shortly after 468. On a journey which he took to Jerusalem while still a child, he became acquainted with St. Jerome. About the year 417 he entered the ecclesiastical state, and in 427 was consecrated bishop probably of Aquae Flaviae, now Chaves in Portugal. Subsequently he exercised considerable political influence, as is proved by his mission to Aetius in Gaul to ask for help against the Suevi (431). His «Chronicle», a continuation of that of St. Jerome, runs from the year 379 to 468. While in its first part (379-427) he derives his information from the testimony of others, he narrates the events from 427 onward as a contemporary witness. It is doubtful whether Hydatius is also the author of the «Fasti consulares» for the years 245-468, appended to the «Chronicle» in the only almost complete manuscript in our possession. The Chronicle is printed in Migne, P.L. LI, 873-890, and LXXIV, 701-750; also in «Mon. Ger. Hist.: Auct. Antiq.», XI (ed. Mommsen), 13-36. The «Fasti Consulares» are found in P. L., LI, 891-914, and in «Mon. Germ. Hist.: Auct. Antiq.», IX, 205-247.

 

Приложение 3. Отрывок из «Анналов Инисфаллена»

Annals of Inisfallen (Author: unknown)

http://www.ucc.ie/celt/published/G100004/index.html

Corpus of Electronic Texts Edition

 

p. 56

{folio 9d}

 

p. 56

Annal I 433
I 433.0
[H1] Kl. Prima feria.
I 433.1
Conuersio Scotorum in fidem Christianam.
Annal I 434
I 434.0
Kl.
I 434.1
Prima praeda Saxanorum ab Hibernia.
Annal I 435
I 435.0
Kl. .iii. f.
I 435.1
Orosius & Cirillus in doctrinam floruerunt.
I 435.2
Nix magna.
Annal I 436
I 436.0
Kl.
I 436.1
Mors Bressail Bricc regis.
Annal I 437
I 437.0
Kl. .ix. l.
I 437.1
Initium Circuli Magni.
Annal I 438
I 438.0
Kl. .xxl.
Annal I 439
I 439.0
Kl. i. f.
I 439.1
Secundinus & Auxiliarius & Esserinus mittuntur in auxilium Patricii, nec tamen tenuerunt apostolatum nisi Patricius solus.
Annal I 440
I 440.0
K. .ii. f., xii.
I 440.1
Quies Augustini sapaentis.
I 440.2
Mors Mane meic Neil, et Leo ordinatus est .xl.iii. Romanae ecclesiae episcopus.
Annal I 441
I 441.0
Kl.
I 441.1
Probatio sancti Patricii in fide Catholica.
Annal I 442
I 442.0
Kl. .iiii.
I 442.1
Stella crinita apparuit.

p. 58

Annal I 443
I 443.0
Kl.
I 443.1
Patricius in Christi doctrina floruit.
Annal I 444
I 444.0
Kl.
I 444.1
Eclipsis solis in nona hora.
Annal I 445
I 445.0
Kl. .iii.
I 445.1
Teothosius qui regnauit annis .xxui.
I 445.2
Nath I mc. Fiachrach.

Приложение 4. Отрывок из «Истории готов» Исидора Севильского

Исидор Севильский

ИСТОРИЯ ГОТОВ

HISTORIA GOTHORUM
Текст воспроизведен по изданию: Средневековая латинская литература IV-IX вв. М. 1970.
http://www.krotov.info/acts/07/isidor.html
http://www.fictionbook.ru/
  1. Теодорид заключил мир с Римлянами и вместе с Римским командующим Аэцием участвовал в битве на Каталаунских полях против Гуннов, которые опустошали галльские провинции, жестоко расправляясь с населением и уничтожая города. Теодорид погиб в битве, но как стало ясно позднее, он умер победителем. Готы, под предводительством Торисмунда, сына Теодорида, сражались так сурово, что между первым и последним сражениями пало 300 000 человек.
  2. Множество знаков на небесах и земле предвещало эти события, чудеса предваряли жестокую войну. Постоянно случались землетрясения, луна потемнела на востоке, а с запада появилась огромная комета и была видна некоторое время. На севере заалели небеса, предвещая кровь и огонь, их перечеркнули сверкающие линии, будто золотые копья. Не удивительно, что гибель такого количества людей была отмечена божественными знаками.
  3. Гунны, вырезанные почти до полного истребления, оставили Галлию и со своим королем Аттилой бежали в Италию, где напали на некоторые города. Там они терпели неисчислимые бедствия, поражаемые голодом и карой небесной. Более того, император Маркиан послал армию и поразил Гуннов стремительной атакой. Серьёзно ослабевшие, Гунны вернулись в свою землю, где Аттила, их король, вскоре умер.
  4. Сразу после этого сыновья Аттилы начали борьбу за королевство. Гунны, уже понесшие значительные потери, начали уничтожать друг друга собственными мечами. Стоит заметить, что поскольку каждая битва приводит к гибели людей, Гунны постепенно исчезли. Так произошло, поскольку они были призваны для испытания верующих, так же как народ Персов.
  5. Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство. Народ Гуннов был столь дик, что когда они чувствовали голод во время битвы, то протыкали конскую вену и удовлетворяли свой аппетит, выпивая кровь.
  6. В эру 490 ( =AD 452), в первый год императора Маркиана, Торисмунд, сын Теодорида, принял королевство на один год. Вспыльчивый и несправедливый с самого начала правления, он возбудил к себе враждебность и сотворил много дурного. Он был убит своими братьями Теодорихом и Фридерихом.
  7. В эру 491 ( =AD 453) во второй год императора Маркиана, Теодорих наследовал своему убитому брату как король и правил тринадцать лет. Поскольку Теодорих вместе с Галлами способствовал приходу императора Авита к власти, он получил поддержку Авита, когда отправился в Испанию из Аквитании с огромной армией. Рехиарий, король Свевов, поспешил с войском, чтобы встретить его в двенадцати милях от города Асторга, на реке называемой Орбиго. Как только началась битва, Рехиарий потерпел поражение: некоторые его солдаты были убиты, другие попали в плен, а много больше обратилось в бегство. В конце концов, бежал и Рехиарий. Раненый копьем и лишенный армии, он был схвачен в Опорто и живым доставлен к королю Теодориху.
  8. Когда Рехиария казнили и те, кто выжили после первой битвы сдались – часть из них была тем не менее казнена – королевство Свевов было почти уничтожено и фактически перестало существовать. Однако Свевы, остававшиеся в наиболее удаленной части Галисии, поставили Малдраса, сына Массилы, в качестве своего короля и начали восстанавливать королевство Свевов. После того, как Рехиария убили, победитель Теодорих отправился из Галисии в Лузитанию. Когда он попытался разграбить город Мерида, то был напуган знамениями святого мученика Евлалия. Он быстро отступил со всей армией и вернулся в Галлию.
  9. Через короткое время, Теодорих послал часть своего войска под командованием Кеурила в провинцию Бэтика, а другую часть – под командой Сумериха и Непотиана – в Галисию, где они разграбили и опустошили земли Свевов у Луго. В Галлии, комит и гражданин Агриппин, соперник Римского комита Эгидия, сдал Нарбонну Теодориху, чтобы получить поддержку Готов. Позднее, несколько послов, отправленных Ремисмундом, сыном короля Свевов Малдраса, прибыли к Теодориху, прося мира и дружбы. В ответ Теодорих отправил Ремисмунду оружие, подарки и женщину в жены. В качестве посла к Ремисмунду Теодорих назначил Саллу. Когда Салла вернулся в Галлию, он обнаружил, что Теодорих убит собственным братом Эврихом.
  10. В эру 504 ( = AD 466) в восьмой год императора Льва, Эврих, совершив против старшего брата то же, что тот совершил против своего, наследовал ему в качестве короля и правил семнадцать лет. Как только преступление дало ему власть, он отправил послов к императору Льву и без задержки начал грандиозное и разрушительное наступление на Лузитанию. Оттуда он послал армию, которая взяла Памплону и Сарагосу, обеспечив его властью над северной Испанией. В результате вторжения, он погубил знать провинции Тарракона, которая сражалась против него. Вернувшись в Галлию, он после битвы разграбил города Арль и Марсель и добавил оба к своему королевству.
  11. Однажды, когда Готы собрались на совет, Эврих заметил, что оружие, которое они держали в руках, временно изменилось: железо лезвий сменило цвет. Некоторые лезвия стали зелеными, некоторые розовыми, некоторые желтыми, а некоторые черными. В правление короля Эвриха, Готы начали записывать свои законы, которые прежде были известны только как традиции и обычаи. Эврих умер своей смертью в Арле.
  12. В эру 521 ( = AD 483), в десятый год императора Зенона, после смерти Эвриха, Аларих, его сын, стал королем Готов в городе Тулузе, и правил двадцать три года. Хловис, король Франков, жаждал захватить королевство Галлия и развязал войну против Алариха, заручившись помощью Бургундцев. Он обратил армию Готов в бегство и окончательно разгромил короля Алариха у Пуатье и убил его. Однако, когда Теодорих, король Италии, узнал о смерти зятя, он покинул Италию и отбросил Франков. Он захватил ту часть королевства, которая была во вражеской оккупации и вернул под власть Готов.
  13. В эру 544 ( = AD 506) в семнадцатый год императора Анастасия, Гезалих, сын предыдущего короля, рожденный наложницей, был поставлен правителем Нарбонны и правил четыре года. Никчемный, он известен только печальной судьбой и трусостью. В результате, когда Нарбонна была захвачена Гундобадом, королем Бургундов, Гезалих бежал в Барселону, покрыв себя бесчестьем и допустив страшный разгром своих людей. Там он оставался до тех пор, пока не был отлучен от власти над королевством решением Теодориха.
  14. Оттуда Гезалих отправился в Африку, просить помощи у Вандалов, надеясь вернуть свое королевство. Не сумев добыть помощь, он вскоре вернулся из Африки и в страхе перед Теодорихом, отправился в Аквитанию. Пожив там в течение года, он вернулся в Испанию. Он вступил в битву с Эббой, военачальником короля Теодориха, в двенадцати милях от города Барселона, и, в конце концов, обратился в бегство. Гезалих был схвачен на другой стороне реки Дуранс в Галлии и убит. Так он потерял честь и жизнь.
  15. В эру 549 ( = AD 511) в двадцать первый год императора Анастасия, Теодорих Младший правил Италией уже восемнадцатый год. Он был сделан консулом и королем Италии императором Зеноном в Риме, после того как Одоакр, король Остроготов, был убит, а его побежденный брат Хонаульф бежал через Дунайскую границу. Когда король Готов Гезалих был убит, Теодорих держал королевство Готов в Испании пятнадцать лет, передав его еще при жизни своему внуку Амальриху. Вернувшись оттуда в Италию, он мудро правил еще много лет. Его стараниями было восстановлено достоинство города Рима. Он перестроил стены, в благодарность за что сенат воздвиг ему золотую статую.

Приложение 5. Сложности датирования

Отрывок из статьи “Христианский календарь” в Новой энциклопедии религиозного знания Шаффа-Герцога

(The Christian Calendar. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, Vol. II: Basilica – Chambers.)
http://www.ccel.org/ccel/schaff/encyc02.c.html?term=Calendar+The+Christian

 

3. Complications in Dating.

The first of the year was reckoned from no less than six days: (1) the Feast of the Circumcision (Jan. 1; used in conformity to the Julian calendar); (2) Mar. 1 (Merovingian France, the Lombards, Venice, and, for a time, Russia); (3) the Feast of the Annunciation (Mar. 25; first in Florence and Pisa, whence it extended to France, Germany, England, and Ireland, being retained in the latter two countries until the eighteenth century); (4) Easter (especially in France); (5) Sept. 1 (Byzantine Empire, and, until modern times, Russia); (6) Christmas (Carolingian France, the Anglo-Saxons, Scandinavia, Prussia, Hungary, and portions of Holland, Switzerland, etc.). The problem was further complicated by the various methods of indicating the day of the month, of which at least five systems were used contemporaneously: (1) the ancient Roman method of calends, ides, and nones; (2) the Greco-Christian consecutive numbering of the days of the month, now generally used; (3) the consuetudo Bononiensis, which divided the month into two halves, in one of which (mensis intrans) the days were numbered forward from I, while in the other (mensis exiens) they were reckoned backward from 30 or 31; (4) the method of Cisiojanus or Cisianus, which designated the days of the month by the syllables of arbitrary mnemonic verses (long popular in Poland and North Germany); (5) the designation of the day by the feast celebrated on it. This confusion was worse confounded by the various reckonings of Easter, while movable feasts based upon it and running side by side with the fixed festivals, or even crossing them, added their quota of perplexity.

Литература

ГОР М. Л. Городецкий. Античные и раннесредневековые затмения в европейских источниках. http://hbar.phys.msu.ru/gorm/atext/ginzel.htm
ГОР2 М. Л. Городецкий.   http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/messages/61552.html
ГОР3 М. Л. Городецкий.   http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/messages/61617.html
ИСС Исидор Севильский. История готов. Пер. Т. А. Миллер; С. Железнов. http://www.krotov.info/acts/07/isidor.html
http://www.fictionbook.ru/author/
isidor_sevilskiyi/istoriya_gotov_vandalov_i_svevov/
isidor_sevilskiyi_istoriya_gotov_vandalov_i_svevov.html
ТАБТ Й. Табов,
Н. Томов.
Двенадцать затмений эпохи Константина Великого. Сборник статей по Новой Хронологии. Вып. 3, 23.11.2005.
http://www.ucmoku.ru/articles/tabov/articles/2.php
BUR Richard W. Burgess. The chroncle of Hydatius and the Consularia Constantinopolitana. Two contemporary Accounts of the Final Years of the Roman Empire. Oxford Univ. Press, 1997.
DIAP Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. Liber V. http://www.fh-augsburg.de/
~harsch/Chronologia/Lspost08/PaulusDiaconus/pau_lan5.html
DOG L. E. Doggett. Calendars. http://charon.nmsu.edu/~lhuber/leaphist.html (Reprinted from the Explanatory Supplement to the Astronomical Almanac, P. Kenneth Seidelmann, editor, with permission from University Science Books, Sausalito, CA 94965.)
GIN Ginzel F.K. Spezieller Kanon der Sonnen- und Mondfinsternisse fur das Landregebiet der klassische Altertumswissenschaften und ben Zeitraum von 900 vor Chr. bis 600 nach Chr. von F.K.Ginzel Standigem Mitgliede des Konigl. Astronomische Recheninstitutes, Berlin, Mayer & Muller, 1899.
IDA   IDATII EPISCOPI CHRONICON. (Patrologia Latina v.51) http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons/idatchrn.htm
INIS   Annals of Inisfallen. CELT: Corpus of Electronic Texts: a project of University College Cork
College Road, Cork, Ireland (2000). The edition used in the digital edition: The Annals of Inisfallen (MS. Rawlinson B. 503). Sean Mac Airt (ed), first edition [596 pp] Dublin Institute for Advanced Studies Dublin (1951)
ISH Isidorus Hispalensis. Historia de regibus Gothorum, Vandalorum et Suevorum. Ed. Jacques-Paul Migne, Patrologia Latina. Paris: Migne, 1844-1855, vol. 83, col. 1057.
ISH-e Sancti Isidori Hispalensis. Historia de regibus Gothorum, Vandalorum et Suevorum. http://www.forumromanum.org/literature/isidorus_hispalensis/historia.html
MCB D. P. Mc Carthy
& A. Breen.
An Evaluation of Astronomical Observations in the Irish Annals.
Vistas in Astronomy, vol 41, no. 1
(1997) p. 117-138.
MCC D.P. Mc Carthy. Irish chronicles and their chronology. Computer Science Department, Trinity College. https://www.cs.tcd.ie/Dan.McCarthy/chronology/synchronisms/annals-chron.htm
NEWR2 R.R.Newton. Medieval chronicles and the rotation of the earth. The Johns Hopkins University Press, 1972.
NSHE   The Christian Calendar. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, Vol. II: Basilica – Chambers. http://www.ccel.org/
ccel/schaff/encyc02.c.html?term=Calendar+The+Christian
SMCSE   Six Millennium Catalog of Solar Eclipses. http://sunearth.gsfc.nasa.gov/eclipse/SEcat/SEcatalog.html
STE F. R. Stephenson. Historical Eclipses and Earth's Rotation. Cambridge University Press, 1997.

Список статей